Павловский парк
Известный русский историк архитектуры В. Курбатов, автор множества книг, в том числе монументального труда "Сады и парки мира", в своем путеводителе по Павловску писал: "Как ни прекрасен Павловский дворец и как ни драгоценны его сокровища, ему не сравниться с Павловским парком". Действительно, Павловский парк уже давно пользуется славой лучшего пейзажного парка в Европе. Поэтичный и бесконечно разнообразный, он, по словам французского писателя начала XIX века Сен-Мора, отвечает "всем вкусам и всем настроениям души".
Павловский дворцово-парковый ансамбль расположен в 27 км на юг от Санкт-Петербурга. В XIII веке здесь находилась небольшая новгородская крепость, в годы шведского владычества - укрепление, от которого сохранились остатки земляных валов.
В 1777 году Екатерина подарила эти земли великому князю Павлу Петровичу для устройства летней резиденции наследника престола. Создание Павловского парка и его скульптурного убранства началось в 1780 году. Главной творческой фигурой в формировании Павловского ансамбля более двадцати лет являлся Чарльз Камерон. По его проекту в 1782 - 1786 гг. возвели дворец, в период с 1782 до 1807 года построили павильоны, Колоннаду Аполлона, Большой каскад, установили колонну "Конец света". По чертежам Ч.Камерона парк украсили мостами - Кентавров, Горбатым, Черным.
Павловский парк - одна из жемчужин мирового ландшафтного искусства, созданый архитекторами Ч.Камероном, В.Бренна и художником П.Гонзаго. Их сотворчество принесло непревзойденные по эстетическому уровню результаты. Каждый из семи основных районов парка (Придворцовый, Большая звезда, Старая Сильвия со скульптурным ансамблем Двенадцать дорожек и Новая Сильвия, Долина реки Славянки, Долина прудов, Белая береза) отмечен поэтичностью, в которой красота северной русской природы слита с утонченным мастерством художников.
Сейчас, анализируя причины очарования парка, главной из них часто называют удивительную соразмерность природного ландшафта и архитектурных сооружений, которые в то же время находятся в гармонии с миром человека. Залогом успеха был выбор уже самого места с холмистым, но не имеющим сильных контрастов ландшафтом. Безошибочное понимание природы, умение наилучшим образом выявить ее возможности - одно это уже было заслугой создателей парка.
Несомненной удачей можно считать идею использовать долину реки Славянки в качестве основы композиции. Именно повороты и разная высота ее берегов позволили так гармонично сопоставить строгие и ясные по своим архитектурным формам постройки с растительностью, выделенной из лесного массива или специально в него привнесенной.
Деревья в Павловском парке сами по себе не поражают яркой красотой, как это бывает в садах южных стран. Они, скорее, похожи на краски в палитре живописца, которые, смешиваясь и сопоставляясь, создают гармоничное целое, так что подчас трудно выделить значение той или иной составляющей. Именно во взаимосвязи всех деталей и есть удивительная сила воздействия Павловского парка на посетителя. Раскинувшийся на площади в шестьсот гектаров парк имеет районы, очень отличные между собой: от тенистых лесных тропинок в Долине прудов до широких, открытых пространств Белой березы. Однако при переходе из одного района в столь не похожий на него соседний никогда не возникает ощущения попадания в другой парк - все связано в одно органичное целое.
© SadArt.ru - ландшафтный дизайн, идеи обустройства сада и дачного участка. Полезные советы, статьи и фото. Новости и анонсы ландшафтных событий.